Социализация детей в полных и неполных семьях

Семья является первичным институтом социализации для ребенка. Как показывает практика, процесс социализации очень часто бывает нарушен в неполных семьях. Это объясняется тем, что в неполных семьях нарушена привычная структура семьи, для некоторых семей считается нормальным отправлять родственников в дома престарелых в Москве, а для некоторых нет, где подразумевается присутствие обоих родителей.

Все неполные семьи можно разделить на три типа.

К первому типу можно отнести семьи, имеющие родных детей, в которых один из родителей либо покинул семью, либо умер.

Ко второму типу можно отнести семью, в которой женщина воспитывает детей одна, так как они были рождены вне брака. Помимо статуса «неполная семья», женщина получает еще статус матери-одиночки.

К третьему типу можно отнести семьи, где одним родителем воспитываются усыновленные дети.

Как правило, воспитанием в таких семьях занимается мать. В данном случае воспитание является тем краеугольным камнем, на котором зиждется сам процесс первичной социализации ребенка, так как именно в семье ребенок познает азы социализации.

Отношения в зрелой полной семье строятся на уважении, доверии и любви друг к другу. В таких семьях существуют свои традиции, здесь чтят моральные устои и общепринятые нормы. Поэтому ребенок в такой семье может откровенно говорить о том, что его волнует, не боясь быть непонятым или отвергнутым. Естественно, что в такой семье процесс социализации ребенка будет идти по нарастающей без катаклизмов.

В то же время, проведенные исследования показывают, что развод в большинстве случаев оказывает травмирующее воздействие на ребенка, что в последствие может приводить к функциональным нарушениям в процессе его социализации. Такими нарушениями, могут быть неврозы, депрессии, либо возникновение девиантных отклонений в поведении ребенка.

Развитие детей, как из полных, так и неполных семей идет по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, сообразно одним и тем же нормам воспитания. В то же время жизнь ребенка в неполной семье вносит свои коррективы в процесс социализации ребенка, отличающие его от процесса социализации ребенка в полной семье. Причем, как показывает практика, подобные коррективы могут отражаться и на эмоциональном состоянии ребенка, его самооценке и других психологических особенностях его состояния, что также не будет способствовать нормальному процессу его социализации.

Хочется еще отметить тот факт, что даже если отсутствие одного из родителей пройдет для ребенка на начальном этапе без каких–либо потрясений, то впоследствии, сравнивая себя с детьми, у которых есть оба родителя, ребенок может почувствовать себя ущербным, не таким, как другие, у него может снизиться самооценка, что может негативно сказаться на дальнейшем формировании его личности.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что действительно одним из важнейших институтов социализации для ребенка является семья. Именно она оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, способствуя его дальнейшему развитию. И, конечно же, дети из неполных семей в отличие от детей, родившихся и выросших в полных семьях, слабее интегрируются в окружающую среду. Поэтому, для успешной социализации подрастающего поколения, необходимы совместные усилия психологов, педагогов, социальных работников для того, чтобы таких семей было как можно меньше.